Назад
Семья

Как научить ребёнка слушать музыку

Как слушать музыку с детьми и когда можно начинать
изображение

Знакомство с музыкой помогает ребёнку развивать образное мышление, концентрировать внимание и выражать свои эмоции, расширяет кругозор и повышает общий интеллектуальный уровень. Музыка может успокоить, развеселить или отвлечь от переживаний, а также усилить связь ребенка с родителями, ведь музыкальными впечатлениями хочется делиться с близкими.

Какую музыку слушать с ребёнком — современную или классическую

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Под классикой обычно подразумевают европейскую 

академическую музыку

 XVII–XIX веков — Моцарта, Бетховена, Чайковского, Баха, Шопена и других. Может показаться, что такая музыка сложнее для понимания, чем современная, но именно за счёт своей глубины и многообразия она помогает ребенку развиваться и приобретать полезные навыки. На примере классики можно показать детям, как устроена музыка, какие инструменты её создают, какие приёмы используют композиторы, чтобы вызвать у слушателя те или иные чувства. Классические произведения имеют своеобразный знак качества, ведь они столетиями не теряют своей популярности.

Но ограничиваться только классикой не стоит. Если ставить ребёнку жёсткие рамки, у него может вообще пропасть желание что-либо слушать. Современная музыка — неотъемлемая часть культуры, поэтому знакомить детей можно и нужно с разными исполнителями. Советуем ориентироваться на свой вкус и добавлять в детский плейлист классическую музыку.

Какие произведения классической музыки слушать с детьми

Для малышей от рождения до 3 лет

В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

И. С. Бах. «Шутка»

И. Брамс. «Колыбельная»

Ф. Шопен. «Ноктюрн № 2», «Вальс № 7 до-диез минор»

Р. Шуман. «Грёзы»

Л. Бетховен. «К Элизе»

Для детей от 3 лет и старше

А. Вивальди. «Времена года»

И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир»

П. Чайковский. «Щелкунчик», «Детский альбом»

В. Моцарт. «Симфония № 40», «Турецкий марш»

Л. Бетховен. «Лунная соната»

Дж. Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля»

Э. Григ. «В пещере горного короля»

И. Брамс. «Венгерский танец № 5»

Как слушать музыку с детьми и когда можно начинать

Считается, что дети могут воспринимать музыку, 

находясь в утробе матери

, а младенцам рекомендуют включать классику с первого дня. Но стоит учитывать, что слуховой аппарат у новорождённых несовершенен и не может воспринимать многокомпонентную академическую музыку, а интенсивные пассажи и громкие звуки ударных могут даже напугать. Поэтому для самых маленьких лучше выбирать простые и спокойные мелодии. Наблюдайте за тем, как реагирует ребенок: расслабляется и успокаивается или демонстрирует тревогу и беспокойство.

Детям с шести месяцев можно давать предметы, которые издают разные звуки: погремушки, бубны, свистульки, дудочки. Если дома есть музыкальные инструменты, предложите ребенку поиграть на них, чтобы он понял, что и как звучит. Музыку можно включать фоном и делать под неё привычные дела — играть, есть, купаться, засыпать. Со временем ребенок привыкнет к звуковому сопровождению и начнёт различать знакомые мелодии.

Примерно с трёх лет ребенок уже готов активно слушать и понимать музыку. Начните с коротких произведений с ясно выраженной мелодией, чётким ритмом и понятным характером. Слушайте их вместе и называйте звучащие инструменты, а когда музыка закончится — обсудите услышанное. Можно спросить у ребенка, какая это была мелодия — грустная или весёлая, быстрая или медленная, спокойная или тревожная. На каком инструменте исполнялось произведение, какие еще инструменты слышал ребенок, звучала ли скрипка, сколько раз ударили тарелки? Так ребёнок научится анализировать музыку, раскладывать её на составляющие, вычленять звучание разных инструментов в музыкальном потоке.

Если малышу тяжело усидеть на месте, совместите прослушивание с другими делами. Например, под музыку можно танцевать, рисовать, играть на музыкальном инструменте или просто хлопать в такт. А ещё разными способами изображать услышанное. Например, прыгать под «Песню жаворонка» Чайковского, «летать» под «Полет шмеля» Римского-Корсакова или маршировать под «Марш Черномора» Глинки.

С детьми постарше, примерно лет с пяти, можно говорить не только о форме, но и о содержании музыки, показывать, как она создает настроение или передаёт сюжет. Для этого подойдёт 

программная музыка

 — та, к которой имеется какое-либо словесное описание: например, в названии произведения или написанное композитором отдельно.

Послушайте 

«Времена года»

 Вивальди, 

«Детский альбом»

 Чайковского или 

«Пасторальную симфонию»

 Бетховена. Расскажите ребёнку, что композитор хотел выразить в своём произведении, и постарайтесь вместе услышать это.

Также детям можно рассказывать интересные факты о композиторах, показывать их 

портреты

 или просто рассматривать жанровые картины на тему музыки, к примеру 

«Детство Моцарта»

 Кроуфорда, 

«Оркестр оперы»

 Дега, 

«Чувство слуха»

 Мерсье. Если ребёнок уже хорошо знаком с музыкой, включайте ему фрагменты разных произведений, чтобы он услышал среди них знакомые, или сравнивайте классическое и современное исполнение любимых мелодий.

Какие произведения современных композиторов послушать с детьми

Красивую инструментальную музыку писали не только композиторы прошлого: современные музыканты продолжают создавать прекрасные произведения, с которыми стоит ознакомить ребенка. Включите в детский плейлист музыку 

Людовико Эйнауди

Джованни Марради

 или 

Кирилла Рихтера

.

С детьми постарше изучите творчество 

Джо Хисаиси

, который писал музыку для 

культовых мультфильмов Хаяо Миядзаки

, или 

Ханса Циммера

, создавшего музыкальное сопровождение для «Пиратов Карибского моря» и других блокбастеров.

Говоря о кино, нельзя не вспомнить легендарную увертюру к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» советского композитора 

Владимира Дашкевича

. Детям понравится!

Стоит ли ходить с ребёнком на концерты?

Если ребенку нравится слушать музыку, то, конечно, посещение концертов — хорошая идея. Живая музыка звучит глубже и многограннее записи, звук в концертном зале воспринимается по-другому, а партии разных инструментов проще различать, когда видишь их вживую. Лучше выбирать концерты, на которых исполняют знакомые ребенку произведения, или узнать заранее программу выступления.

Будьте готовы к тому, что ребенок устанет, и не заставляйте его сидеть до конца — вполне допустимо уйти в антракте или, наоборот, подойти ко второму отделению. А если у вас нет возможности посещать концерты, можно смотреть их в записи — это в любом случае будет интересно.

Чтобы научиться слушать музыку, не нужны способности и таланты: это навык, который под силу развить каждому.