Как вытащить ребёнка из планшета
В России 53% детей проводят в смартфонах и планшетах от 1 до 4 часов в день; больше четверти (26%) тратят на них всё свободное время. Вместе с психологом и педиатром разбираемся, насколько это опасно для здоровья детей и как говорить с ребёнком на эту тему.
Как влияет планшет на здоровье ребёнка
Может ли планшет быть безопасным
Специалисты считают, что умение работать с гаджетами — важный навык в современном мире. Главное — соблюдать «технику безопасности».
Гаджеты и технологии — это объективная реальность, в которой мы живём. Поэтому не надо их демонизировать. Всё есть яд и всё есть лекарство, вопрос только в дозировке.
Роман Крюков
Психолог
Ограничиваем время
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать гаджеты детям от 2 лет. С детьми от 2 до 4 лет можно смотреть мультфильмы и познавательные передачи не более 1 ч в день и помогать понять происходящее на экране. От 4 лет специалисты разрешают увеличивать экранное время постепенно, с учётом особенностей и потребностей ребёнка.
По рекомендациям Роспотребнадзора, не стоит использовать планшет детям до 5 лет. Для школьников рекомендуются следующие дневные лимиты: 1-2 класс — 110 мин., 3-4 класс — 135 мин., 5-9 класс — 180 мин., 10-11 класс — 230 мин.
Если у вас есть возможность оттянуть время до того, как ваш ребенок начнёт познавать гаджеты, — сделайте это. И пусть сначала это будет кнопочный телефон. Даже в начальной школе. Это разовьёт его желание писать сообщения, читать их, нажимать цифры. Это возможность сделать так, чтобы ребёнок хотел познавать мир, который вокруг, а не тот, который в планшете.
Анна Трескина
Педиатр, член Союза педиатров России
Делаем перерывы и разминаем тело
Ребёнку до 8 лет рекомендуется прерываться на 90 мин отдыха после 30 мин за гаджетом. Детям 9−15 лет — на 2 часа после каждого часа перед экраном. В перерывы полезно сделать несложные упражнения (наклоны, приседания), размять кисти, пальцы и сделать гимнастику для глаз.
Выбираем развлечение с пользой
Педиатр Анна Трескина считает, что детям в возрасте 1−3 лет можно изредка включать видео о животных: в таких познавательных передачах нет активной смены картинки. При этом специалист подчёркивает: просмотр видео не должен стать рутинным.
Видео можно включать эпизодически для того, чтобы жизнь семьи чуть-чуть была облегчена.
Анна Трескина
Педиатр, член Союза педиатров России
Для подростков от 12 лет психолог Роман Крюков рекомендует вводить элементы профориентации. Предложите ребёнку попробовать создать что-то: например, монтировать видео, сделать анимацию или написать простенькую программу. Тогда пользование планшетом станет не развлечением, а подготовкой к профессии.
Играем с умом
По мнению детского нейропсихолога Валентины Паевской, игры на планшете допустимы. Но лучше выбирать те, где для получения результата нужно подумать и приложить усилия. Это могут быть, например, лото, пазлы, шашки, шахматы, построение дорог или прохождение сложных лабиринтов. При этом важно, чтобы от уровня к уровню задания усложнялись.
Если можно играть без звука, лучше выключить звук. Музыка в играх ещё больше завлекает детей.
Отдыхаем от экранов перед сном
Откладываем планшеты минимум за час до сна. Если ребёнок перед сном играет, то качество поступившей за день информации будет снижаться. Мозг поставит в приоритет задачу компьютерной игры, а не выученное днём стихотворение.
Как договориться с ребёнком
Станьте примером
Родителям важно обратить внимание, как много времени они сами проводят с гаджетами. Если ребёнок видит, что родитель целый день сидит перед ноутбуком со смартфоном, он будет протестовать против ограничений.
Объяснения родителя о том, что он через гаджеты работает и занимается делами, не воспринимаются ребёнком. Для него работа — непонятная абстракция. Ребёнок видит фактические события: мама весь день пользуется планшетом, а ему запрещает.
Роман Крюков
Психолог
Вы можете предложить ребёнку вместе устраивать детокс от гаджетов и помогать друг другу с этим справляться.
Узнайте больше о цифровом детоксе и о том, как справиться с бесконечным потоком информации, в нашем материале с рекомендациями психолога.
Убедитесь в безопасной атмосфере
Ребёнок может проваливаться в виртуальную реальность, если не справляется со сложностями в реальном мире: например, когда ему трудно завести друзей.
Если у ребёнка проблемы с общением, возможно, у него нет безопасного пространства, где он может научиться общаться со взрослыми, со сверстниками, слышать себя. И тогда он сбегает в виртуальную реальность, где может всё контролировать.
Роман Крюков
Психолог
Важно поддерживать дома комфортную и спокойную обстановку, где члены семьи дружны и доверяют друг другу. Поговорите с ребёнком, чтобы узнать, что его беспокоит или тревожит.
Если родитель будет отталкиваться не от стремления оградить ребёнка от гаджета, а от искреннего желания помочь ему в трудной ситуации — и ребёнок, и подросток расскажет о своих трудностях.
Роман Крюков
Психолог
Предложите интересное взамен
Психолог Людмила Петрановская считает: родителям, которые хотят «вытащить» своего ребёнка из гаджетов, нужно создать в его жизни что-то увлекательное взамен. И это не про дополнительные кружки и секции, а про интересные занятия дома. Можно придумать, как проводить время всей семьёй каждый день: играть в настольные игры, смотреть фильмы или проводить опыты.
Если родитель запрещает сидеть в планшете или смартфоне, а своим примером не показывает альтернативную активность, то откуда ребёнок вообще должен понять, что есть что-то кроме планшета? Когда он видит, что папа, например, ходит во двор играть в настольный теннис, то ребёнок может тоже заинтересоваться.
Роман Крюков
Психолог
Обсудите новые правила
Если у вашего ребёнка раньше не было лимитов по времени использования планшета, обсудите новые правила заранее и уменьшайте разрешённое экранное время постепенно.
Для формирования нейронных связей, которые закрепят новые привычки, нужно время. При этом важно озвучить конечную цель. Ребёнок должен знать, что, например, через полгода он будет «сидеть» в планшете час в день. Решите вместе, какие будут шаги: например, каждый месяц экранное время будет уменьшаться на час.
Роман Крюков
Психолог
Используйте таймеры, заводите будильники, вешайте записки-напоминалки, чтобы помочь детям следить за лимитом. Предупреждайте ребёнка, что скоро (например, через 10 мин.) заберёте устройство — пусть доиграет, ответит на сообщения, досмотрит видео. Оставляйте небольшое пространство для манёвра: 2-5 мин. хватит, чтобы ребёнок мог закончить уровень или досмотреть видео. Неиспользованное экранное время можно переносить на другой день.
Соблюдайте договорённости
Устанавливайте чёткие правила и следите за их соблюдением с обеих сторон. Если «мирно» договориться не получается — например, время вышло, а ребёнок отказывается отдавать гаджет — вводите «штрафы». Предупредите: «Если отдать мне гаджет сейчас слишком сложно, завтра его придётся отключить на целый день».
Оставайтесь заботливым родителем: посочувствуйте, что его желание поиграть подольше не будет исполнено. Да, это обидно, но нет нужды на кого-либо злиться. Покажите, что любите его по-прежнему и нет никакой угрозы отношениям.
Договориться с ребёнком проще, когда вы хорошо его понимаете. В этом материале мы собрали книги, которые помогут найти общий язык с детьми.