Назад
Стиль жизни

Мир собирается отказаться от машин на бензине

Зачем это нужно и когда это произойдёт
Поделиться в соцсетях
изображение

Ещё недавно у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не было практически никакой альтернативы. Но сейчас электромобили становятся всё более популярными, а автопроизводители и даже целые страны планируют совсем отказаться от машин с ДВС. Рассказываем, для чего это нужно и когда люди окончательно пересядут на электрический транспорт.

А разве мир пытается массово отказаться от автомобилей с ДВС?

Да, в последние несколько лет страны по всему миру объявили о серьезном намерении отказаться от бензиновых и дизельных автомобилей. Такие заявления звучат в Евросоюзе, США, Китае, Канаде, Южной Корее и многих других странах. И это не просто слова. Автопроизводители выпускают всё больше электрических моделей, города оснащены зарядными станциями, а некоторые компании уже сейчас планируют полностью прекратить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Например, Mercedes 

заявил

о полном переходе на выпуск автомобилей с электродвигателем в конце текущего десятилетия.

На 26-й конференции ООН по изменению климата (

COP26

), которая прошла осенью 2021 года в Глазго, была принята 

Декларация об автомобилях и фургонах с нулевым уровнем выбросов.

 Она предлагает прекращение продаж новых автомобилей с ДВС к 2035 году на ведущих мировых рынках, а к 2040 году — повсеместно. Ее уже подписали 28 стран, включая Великобританию, Финляндию, Норвегию и Австрию, а также 11 автопроизводителей, включая Mercedes, Land Rover, Volvo, General Motors и китайский BYD Auto. Правда, к Декларации пока не присоединились США, Китай, Япония и Германия — это 

крупнейшие авторынки мира,

 которым будет непросто перестроиться. Также Декларацию пока не подписали Volkswagen и Toyota, однако это может измениться в будущем, а Volkswagen вообще собирается стать 

крупнейшим производителем

 электромобилей в мире. Также никто не собирается отказываться от развития электротранспорта, считая его самым перспективным.

К 2035 году 28 стран откажутся от продажи новых автомобилей с ДВС.

Зачем отказываться от ДВС?

Автомобильные выхлопы загрязняют окружающую среду. На долю автотранспорта приходится около 

12%

 всех мировых выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Именно парниковые газы провоцируют постепенное увеличение среднегодовой температуры на планете и, как следствие, таяние полярных льдов и разрушительные природные явления по всему миру: засухи, наводнения, экстремальные колебания температуры, ураганы и лесные пожары. Всё это напрямую сказывается на жизни и здоровье людей — достаточно посмотреть на то, как возрастала смертность среди пожилых людей во время волн жары в Европе в последнее десятилетие.

Помимо этого, автомобилям с ДВС требуется бензин или дизельное топливо. Их производят из нефти, а она не бесконечна — разведанных на данный момент запасов хватит 

примерно на 70 лет,

 но эта оценка постоянно корректируется, и в некоторых регионах мира нефть закончится гораздо раньше. К тому же разрабатывать новые месторождения не всегда рентабельно. А еще добыча нефти и ее переработка оказывает крайне негативное воздействие на окружающую среду.

12% всех выбросов парниковых газов приходится на долю автомобилей.

Кроме того, стоит иметь в виду, что большинство стран в мире импортирует нефть и отказ от нефтяной зависимости для таких стран очень важен, поэтому им выгодно развитие электротранспорта.

Получается, электротранспорт спасет нас от экологической катастрофы?

Это важная часть борьбы с глобальным потеплением. Электромобили помогут сократить выбросы парниковых газов, ведь в их двигателях не сгорает топливо. Тем не менее, оценивая влияние электротранспорта на экологию, стоит учитывать и другие факторы.

Один из самых важных — это источник энергии для зарядки автомобильных батарей. Например, в Норвегии, которая занимает 

первое место

 в мире по количеству электромобилей на душу населения, 

99% энергии

 вырабатывают гидроэлектростанции с минимальным углеродным следом. То есть электромобили в этой стране — действительно «чистый» транспорт. А вот в Китае 

более половины

 всей электроэнергии производят угольные ТЭЦ, которые выбрасывают в атмосферу огромное количество загрязняющих веществ. Значит, и электромобили в этой стране тоже не могут считаться полностью экологичными, так как передвигаются на «грязной» энергии.

Кроме того, после окончания срока эксплуатации тяговые батареи электрокаров превращаются в опасные отходы. Например, содержащийся в аккумуляторах электролит, попадая в почву, делает ее непригодной для использования, а соединения никеля, марганца и кадмия загрязняют грунтовые воды. Поэтому очень важно, чтобы все аккумуляторы отправлялись на переработку, тем более что эта технология уже хорошо отлажена.

Какие-то страны уже перешли на электротранспорт?

Полностью пока не перешел никто, но лидеры уже есть. Если рассматривать абсолютные показатели, то больше всего электрических и гибридных (имеющих и бензиновую, и электрическую силовую установку) автомобилей сейчас в Китае — 

4,2 миллиона.

 За ним следует Европа (

3,2 миллиона

) и США (

1,7 миллиона

). В России же на 1 января 2021 года было зарегистрировано всего 

10 836 электромобилей.

Если же рассматривать количество электромобилей на душу населения, то картина меняется. Так, на 1000 жителей Европы приходится около 

6 машин,

 в США — около 5, а в Китае — всего 3. А мировые лидеры — это Норвегия и Исландия: 

81 и 36 электромобилей на 1000 человек

 соответственно.

Столь разные показатели зависят от многих вещей: от количества зарядных станций, цен на электричество, налоговых льгот для владельцев электротранспорта, правительственных дотаций, климата и средних расстояний, преодолеваемых водителями. В России переход от ДВС к электродвигателям только начался, хотя половина водителей готова 

пересесть на электрокары.

 При этом достижения в области электротранспорта в России всё же есть: например, электробусный парк Москвы считается крупнейшим в Европе. Сейчас в нем 

более 800 электробусов,

 тогда как в Лондоне — 

400,

 а в Нью-Йорке — 

всего 20.