Мир собирается отказаться от машин на бензине
Ещё недавно у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не было практически никакой альтернативы. Но сейчас электромобили становятся всё более популярными, а автопроизводители и даже целые страны планируют совсем отказаться от машин с ДВС. Рассказываем, для чего это нужно и когда люди окончательно пересядут на электрический транспорт.
А разве мир пытается массово отказаться от автомобилей с ДВС?
Да, в последние несколько лет страны по всему миру объявили о серьезном намерении отказаться от бензиновых и дизельных автомобилей. Такие заявления звучат в Евросоюзе, США, Китае, Канаде, Южной Корее и многих других странах. И это не просто слова. Автопроизводители выпускают всё больше электрических моделей, города оснащены зарядными станциями, а некоторые компании уже сейчас планируют полностью прекратить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Например, Mercedes
заявил
о полном переходе на выпуск автомобилей с электродвигателем в конце текущего десятилетия.
На 26-й конференции ООН по изменению климата (
COP26
), которая прошла осенью 2021 года в Глазго, была принята
Декларация об автомобилях и фургонах с нулевым уровнем выбросов.
Она предлагает прекращение продаж новых автомобилей с ДВС к 2035 году на ведущих мировых рынках, а к 2040 году — повсеместно. Ее уже подписали 28 стран, включая Великобританию, Финляндию, Норвегию и Австрию, а также 11 автопроизводителей, включая Mercedes, Land Rover, Volvo, General Motors и китайский BYD Auto. Правда, к Декларации пока не присоединились США, Китай, Япония и Германия — это
крупнейшие авторынки мира,
которым будет непросто перестроиться. Также Декларацию пока не подписали Volkswagen и Toyota, однако это может измениться в будущем, а Volkswagen вообще собирается стать
крупнейшим производителем
электромобилей в мире. Также никто не собирается отказываться от развития электротранспорта, считая его самым перспективным.
К 2035 году 28 стран откажутся от продажи новых автомобилей с ДВС.
Зачем отказываться от ДВС?
Автомобильные выхлопы загрязняют окружающую среду. На долю автотранспорта приходится около
12%
всех мировых выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Именно парниковые газы провоцируют постепенное увеличение среднегодовой температуры на планете и, как следствие, таяние полярных льдов и разрушительные природные явления по всему миру: засухи, наводнения, экстремальные колебания температуры, ураганы и лесные пожары. Всё это напрямую сказывается на жизни и здоровье людей — достаточно посмотреть на то, как возрастала смертность среди пожилых людей во время волн жары в Европе в последнее десятилетие.
Помимо этого, автомобилям с ДВС требуется бензин или дизельное топливо. Их производят из нефти, а она не бесконечна — разведанных на данный момент запасов хватит
примерно на 70 лет,
но эта оценка постоянно корректируется, и в некоторых регионах мира нефть закончится гораздо раньше. К тому же разрабатывать новые месторождения не всегда рентабельно. А еще добыча нефти и ее переработка оказывает крайне негативное воздействие на окружающую среду.
12% всех выбросов парниковых газов приходится на долю автомобилей.
Кроме того, стоит иметь в виду, что большинство стран в мире импортирует нефть и отказ от нефтяной зависимости для таких стран очень важен, поэтому им выгодно развитие электротранспорта.
Получается, электротранспорт спасет нас от экологической катастрофы?
Это важная часть борьбы с глобальным потеплением. Электромобили помогут сократить выбросы парниковых газов, ведь в их двигателях не сгорает топливо. Тем не менее, оценивая влияние электротранспорта на экологию, стоит учитывать и другие факторы.
Один из самых важных — это источник энергии для зарядки автомобильных батарей. Например, в Норвегии, которая занимает
первое место
в мире по количеству электромобилей на душу населения,
99% энергии
вырабатывают гидроэлектростанции с минимальным углеродным следом. То есть электромобили в этой стране — действительно «чистый» транспорт. А вот в Китае
более половины
всей электроэнергии производят угольные ТЭЦ, которые выбрасывают в атмосферу огромное количество загрязняющих веществ. Значит, и электромобили в этой стране тоже не могут считаться полностью экологичными, так как передвигаются на «грязной» энергии.
Кроме того, после окончания срока эксплуатации тяговые батареи электрокаров превращаются в опасные отходы. Например, содержащийся в аккумуляторах электролит, попадая в почву, делает ее непригодной для использования, а соединения никеля, марганца и кадмия загрязняют грунтовые воды. Поэтому очень важно, чтобы все аккумуляторы отправлялись на переработку, тем более что эта технология уже хорошо отлажена.
Какие-то страны уже перешли на электротранспорт?
Полностью пока не перешел никто, но лидеры уже есть. Если рассматривать абсолютные показатели, то больше всего электрических и гибридных (имеющих и бензиновую, и электрическую силовую установку) автомобилей сейчас в Китае —
4,2 миллиона.
За ним следует Европа (
3,2 миллиона
) и США (
1,7 миллиона
). В России же на 1 января 2021 года было зарегистрировано всего
10 836 электромобилей.
Если же рассматривать количество электромобилей на душу населения, то картина меняется. Так, на 1000 жителей Европы приходится около
6 машин,
в США — около 5, а в Китае — всего 3. А мировые лидеры — это Норвегия и Исландия:
81 и 36 электромобилей на 1000 человек
соответственно.
Столь разные показатели зависят от многих вещей: от количества зарядных станций, цен на электричество, налоговых льгот для владельцев электротранспорта, правительственных дотаций, климата и средних расстояний, преодолеваемых водителями. В России переход от ДВС к электродвигателям только начался, хотя половина водителей готова
пересесть на электрокары.
При этом достижения в области электротранспорта в России всё же есть: например, электробусный парк Москвы считается крупнейшим в Европе. Сейчас в нем
более 800 электробусов,
тогда как в Лондоне —
400,
а в Нью-Йорке —
всего 20.