Художница Мария Цыганкова о любви к стеклу и витражах из подобранных с земли осколков
Мария Цыганкова — художница по стеклу, педагог, живописец, дизайнер сценического костюма из Санкт-Петербурга. Редакцию Сберегаем вместе Мария впечатлила экоработами: яркими витражами из собранных на берегу рек осколков. Эти произведения искусства пока не продаются, но их можно увидеть на выставках, фестивалях и в нашем интервью.
Мария Цыганкова участвует на пленэрах и предоставляет работы на выставки в России, Белоруссии и Италии. Создала витраж специально для арт-резиденции «Никель — полярный день».
— Маша, расскажи, как ты решила стать художником?
— В детстве я занималась спортом, училась в музыкальной школе, но больше всего любила рисовать. И даже однажды получила выговор за своё увлечение. Я украсила конспект сестры по истории иллюстрациями монголо-татар, но в школе не оценили и отругали. Было смешно.
Дальше начался долгий путь к профессии: в 12 лет я поступила в художественную школу в Киреевске в Тульской области, затем — в Тульский колледж искусств на отделение живописи. После отправилась в Петербург учиться в знаменитую СПГХПА им. А. Л. Штиглица (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия) по специальности «художественная обработка стекла».
Мне везло с педагогами, они дали мне отличный творческий старт. Мастера поддерживали мои идеи, направляли и помогали их реализовать. В 2017 году я окончила академию с отличием, открыла свою студию «Дело в руки» и стала там преподавать.
— Интересный выбор! Почему именно стекло?
— Меня очень (подчёркиваю это слово) привлекло стекло и всё, что с ним связано, потому что это древний и живучий материал. Его интересно преобразовывать во что-то новое. Я занималась гравировкой, алмазной гранью, пескоструйной обработкой, выдуванием, витражом, проектированием сервизов, осветительных приборов и арт-объектов.
Факт
В природных условиях стекло распадается более 1000 лет.
— Как от классической работы со стеклом ты пришла к экопроектам?
— Мои друзья по академии попали в арт-резиденцию в посёлок Никель в Мурманской области. Там волонтёры очищали реку Колосйоки и собрали много битого стекла. Ребята предложили мне тоже поучаствовать в арт-резиденции и что-то сделать из этих артефактов (так мне больше нравится называть мусор). Я с удовольствием согласилась, и летом 2023 года родился мой экологический арт-проект — витраж «Колосйоки».
Скажу по секрету, этот проект — не дебют перевоплощения вторсырья в искусство в моих руках. Я частенько подбирала на улице (даже на свалках) оконные битые стёкла и делала из них флорариумы или вставляла в витражи и лампы.
Меня вдохновляет идея вечной жизни стекла. Увлекательно наблюдать, как из разбитого, грязного и ненужного никому осколка рождается что-то красивое, сверкающее и ценное. Кроме того, на производство нового стекла уходит много ресурсов, поэтому вторичное использование кажется более разумным и ответственным.
Факт
Каждый год в России образуется 5 млн т стеклянных отходов.
— Расскажи про свою работу «Колосйоки», чем она отличается от других?
Я вдохновлялась одноимённой рекой, поэтому витраж напоминает её движение. Я перерисовала с карты силуэт и заполнила его кусочками бутылочного стекла. Снизу они плотные, тёмные, некоторые я не мыла, чтобы на них остался матовый налёт. Ближе к центру материал чище и прозрачнее, наверху витраж окончательно светлеет и становится бесцветным. Так я передала идею очищения реки.
Сейчас витраж путешествует по выставкам: в прошлом году был в Красноярске, в этом году выставлен в павильоне Gastro Industry Fest. Все мои экоработы участвуют в выставках и мероприятиях, я их не продаю.
— Как ты работаешь со стеклом? Что это за процесс?
— Начальный этап работы — это эскиз. Я против хаотичного создания арт-объектов — мне нужен план. Хотя в процессе материал подсказывает, куда двигаться, и композиция меняется, концепция все равно остаётся.
Следующие этапы:
— Сколько этапов!
— Да, создание витража — это кропотливая работа, в ней много тонкостей, нюансов. Например, если стекло не плоское, а выпуклое (например, бывшая бутылка), то добавляется ещё несколько этапов:
— Процесс кропотливый и трудоёмкий. Что придаёт тебе сил?
— Работа со стеклом физически выматывает, но оно того стоит. На финише меня ждёт кайф от результата. Это невозможно выразить словами, это чистые эмоции! Стекло всегда красивое. Любое.
Во время работы я даже не замечаю усталости. Так увлекаюсь текущим проектом, что остальные дела отходят на второй план. Иногда даже забываю пообедать.
— Ты уже упомянула, что для проекта «Колосйоки» сотрудничала с волонтёрами. Именно они предоставили материалы для витража. А где ещё берёшь стекло?
— Да, в основном они меня и выручают. В организованных волонтёрских акциях я не участвую, но иногда сама подбираю мусор, оставленный отдыхающими, когда гуляю по лесу или по берегу.
— Ты считаешь себя экологичной?
— В некоторой степени да. В работе и творчестве стараюсь оставлять как можно меньше отходов. Этот принцип у меня был задолго до того, как стали говорить о загрязнении. Возможно, на меня повлияла бабушка. Она научила меня ценить каждую вещь.
Я за раздельный сбор отходов, но пока вижу, что в Санкт-Петербурге всё только начинает развиваться. Мне нравится, что о переработке отходов говорят всё больше. Но для меня сортировка — пока сложный процесс. Возле дома нет контейнеров для вторсырья, поэтому не могу сдать отдельно пластик, металл, бумагу и т. д., а хотелось бы.
Я считаю важным задумываться, сколько мусора мы оставляем после себя, и сводить его количество к минимуму.
— Согласна! Какие у тебя планы на будущее? Как будешь развиваться в творчестве?
— Сейчас я активно продвигаю тему витражей. Меня расстраивает, что даже в Петербурге не все знают, что это такое. Хотя здесь они на каждом шагу. Что говорить о городах поменьше, вроде моего родного Киреевска.
Поэтому в своей студии я веду курсы и мастер-классы для детей по имитации витражной росписи (без резки, пайки и работы с кислотами, так как это может быть травматично), а также для начинающих и продолжающих витражистов, помогаю выпускникам с их проектами. Всё ради того, чтобы красоты было как можно больше!
— Нам ждать твоих новых экопроектов?
— Да! У меня есть идея создать объёмную форму, перейти от 2D к 3D. Возможно, это будет лампа из найденного битого стекла. Надеюсь, скоро займусь проектированием. В давних планах ещё сделать большой витраж для своей лоджии.
Творцы всё чаще обращаются к теме экологии и создают не только арт-объекты, но и пишут книги, например, об устойчивом мире. В этом материале рассказываем о соларпанке.